Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

Что такое апологетика? Для чего она необходима? Актуальна ли апологетика сегодня?

 

Главная :: Что такое апологетика? Для чего она необходима? Актуальна ли апологетика сегодня?

Что такое апологетика? Для чего она необходима? Актуальна ли апологетика сегодня?

Апологетика – это рациональное обоснование христианской веры. Она формулирует позитивные причины для веры в Бога, Христа и Библию, устраняя при этом преграды на пути к вере с помощью ответов на ложные обвинения. Формулировка рациональных причин для христианской веры возможна потому, что христианство основано на объективных данных.

Это – не что иное, как исполнение заповеди: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Апологетика не только академическая дисциплина, но и духовный, практический предмет. Апологетика – неотъемлемая составляющая евангельской проповеди и наставления в церковной жизни. Пренебрегая библейскими и историческими основаниями христианства, церковь подменяет истинное христианство системой отношений и дел, которая лишена корней. Если каждый должен сам найти свою истину, то у нас нет исторической евангельской истины, нам не о чем и не зачем проповедовать.

Для чего она необходима?

Многие люди пренебрегают апологетикой, считая ее слишком интеллектуальной, абстрактной и рациональной. Они говорят, что жизнь, любовь, мораль и святость гораздо важнее, чем разум. Те, кто так рассуждают, правы. Единственное, чего они не замечают, - что они так именно рассуждают. Мы не можем вообще не рассуждать; мы можем лишь не рассуждать хорошо.

Кроме того, разум - друг веры.

Другая и более глубокая причина, по которой иные пренебрегают апологетикой, заключается в том, что они решают вопросы веры и неверия скорее сердцем, чем разумом. Действительно, основа нашей жизни - именно сердце. Но апологетика приходит в сердце через разум. Разум важен именно потому, что он открывает путь к сердцу. Ведь мы же любить только то, что знаем.

К тому же у разума есть, по меньшей мере, право вето. Мы не можем верить в то, что считаем неправдой, и не можем любить то, что считаем нереальным. Аргументы не обязательно приводят к вере, но уж точно могут от нее увести. Вот почему нам придется вступить в битву аргументов.

Разумные доводы способны привести вас к вере в том самом смысле, в каком автомобиль может привезти вас к морю. Плавать автомобиль не умеет, так что прыгать в воду вам придется самостоятельно. Однако вы не сделаете этого, находясь за сотни миль от берега. Сначала нужно с помощью машины попасть на берег, и только тогда можно будет прыгнуть в море. Вера - действительно прыжок, но не в темноту, а на свет.

О методологии апологетики

Аргументация - это то, что делают люди, а значит, она всегда вписана в более широкий социально-психологический контекст. Этот контекст включает в себя: (1) все особенности психики участников диалога; (2) их взаимоотношения; (3) ситуацию, в которой они находятся на момент диалога; (4) более широкое социокультурное и историческое окружение. На апологетику влияют даже государственные, политические, расовые и гендерные факторы.

Иными словами, аргументы - это скорее шпаги, чем бомбы. Неважно, кто бросает бомбу, но очень важно, кто владеет шпагой, потому что шпага - это продолжение руки фехтовальщика. Точно так же апологетический аргумент в споре - это продолжение самого спорщика. Его интонация, искренность, заботливость, внимание, способность слушать и уважение к собеседнику так же важны, как и его логика - а может, и больше. Христос покорил мир не аргументами, но святостью. Как сказал однажды Ральф Эмерсон: «Твои дела так кричат, что я не слышу твоих слов».

Актуальна ли апологетика сегодня?

Апологетика особенно актуальна сегодня, когда мир оказался в тройном кризисе.

Западная цивилизация впервые в своей истории оказалась на грани вымирания. Причина этой угрозы духовная: западная цивилизация утрачивает свою жизнь, свою душу, а ее душа - это христианская вера. И убивает ее не мультикультурализм - другие веры, а секулярный монокультурализм: никакой веры и никакой души. Наш век стал веком геноцида, полового хаоса и поклонения деньгам. Или все пророки лжецы, или мы обречены - если только мы не раскаемся и не «повернем время вспять» (не в технологическом, а в духовном смысле).

Мы находимся в состоянии не только гражданского и культурного, но и философского и интеллектуального кризиса. Не случайно Ральф Мартин назвал одну из своих книг «Кризис истины» (A Crisis of Truth). Люди все чаще игнорируют саму идею объективной истины, отрекаются от нее или атакуют ее – особенно в учебных заведениях и средствах массовой информации, формирующих наше сознание.

Однако самый глубокий уровень нашего кризиса - не культурный и не интеллектуальный, а духовный. На кону оказались бессмертные души мужчин и женщин, за которых Христос принял смерть. Некоторые думают, что конец мира уже близок. Мы скептически относимся к таким предсказа­ниям, но одно знаем наверняка: наша цивилизация, может, и протянет еще сто лет, а мы не протянем. Скоро мы, нагие, предстанем перед Богом, залитые Его светом. Поэтому лучше, пока есть время, учиться любить и искать Его божественный свет, чтобы этот день стал днем радости, а не веч­ного страха. Сегодня немодно писать о таком в книгах - и один этот факт уже очень многое говорит о нашем страусоподобном веке.

 


Все вопросы

 
Nota Bene!

Спецпроекты