Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)
Главная :: Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)
Вряд ли кто-то откажется сегодня признать Иисуса Христа одним из великих, а может и величайшим человеком в истории. Но называть Его Богом, может быть это слишком? (Стас, Харьков)
Иисус Христос: кто Он?
"...а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша" (1 Кор 15:14).
Доктрина ортодоксального
христианства заключается в том, что Иисус из Назарета был Богом, воплотившемся
в Человеке. Это доктрина – важнейшая и неотъемлемая часть веры первых христиан.
Если она верна, тогда верно и то, что христианство – уникальная и единственно
истинная религия среди всех прочих. Если же эта доктрина неверна, то
христианство ничем принципиально не отличается тот других религий.
Есть ли у нас достоверные сведения
для получения различных свидетельств (исторических, философских, научных и
психологических) о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса?
Во-первых, вера в Иисуса
основывается на первичных исторических источниках, которые мы называем
Евангелиями, поэтому уместно начать с обсуждения достоверности и
согласованности этих документов.
Все исторические документы проходят
проверку по трем основным критериям: 1) библиографический текст, 2) внутренние
свидетельства, 3) внешние свидетельства. Новозаветный текст Библии прошёл через
такое исследование и доказал свою подлинность как точный источник исторических
событий, о которых повествует. Библиографический анализ Нового Завета установил
подлинность и единство книг. С точки зрения рукописных свидетельств Новый Завет
по своей достоверности значительно превосходит любые другие памятники древности
[1].
Критики часто возражают, что
материалы Евангелий, в особенности относящиеся к воскресению, не вызывают
доверия из-за того, что различные повествования расходятся друг с другом
(например, порядок событий в евангелиях выглядит совершенно разным). Однако, более
глубокий анализ повествований о воскресении, выявляет их скрытую гармонию.
Действительно, он раскрывает такого рода единство в различиях, которого и
следует ожидать от независимых и правдивых свидетелей, не сговаривавшихся
заранее. Таким образом, утверждение о том, что евангелия противоречат одно
другому, оказывается несостоятельным по целому ряду причин [2].
Во-вторых, существуют достоверные свидетельства
об Иисусе вне Евангелий. Прежде всего, это сообщения Иосифа Флавия, признанные
еще ранними церковными апологетами в качестве важнейшего исторического
источника. То, что Иосиф был современником евангелистов, еврейским писателем,
выросшим в Палестине, на месте описываемых событий, делает его поистине уникальным
свидетелем, с которым не может сравниться ни один греческий или римский автор.
Поэтому чрезвычайную ценность представляют не только те краткие фрагменты, где
Иосиф говорит непосредственно об Иисусе, Иоанне Крестителе, Понтии Пилате и
других евангельских героях, но и общий контекст этих сообщений, где описывается
история Иудеи, когда в ней жил и действовал основатель христианства [3].
Корнелий Тацит – римский историк,
описывая правление Нерона, пишет о смерти Христа и христианах Рима. Лукиан из
Самосаты, с презрением относившийся к Христу и христианам писал, что Он : «…был
распят в Палестине за то, что основал этот новый культ…». Светоний – еще один
римский историк пишет: «Нерон подверг наказанию христиан, людей, поддавшихся
новому вредному суеверию». Плиний Младший – правитель Вифинии в Малой Азии,
писал императору Трояну, спрашивая, как ему обращаться с христианами. Тертуллиан
– юрист и богослов из Карфагена, защищавший христианство перед римскими
властями в Африке упоминает спор между Тиберием и Понтием Пилатом [3, 4].
В качестве археологических
доказательств можно упомянуть монеты, чеканенные в Иудее в наместничество
Понтия Пилата, обломок мраморной плиты с его посвятительной надписью,
погребальная урна с именем Каиафы и прочие археологические находки — все это
ценнейший материал времени жизни Иисуса Христа. Надписи, сохранившиеся на этих
памятниках, подчас дают не меньше сведений, чем иные пространные тексты.
Иисус не только проповедовал, но и
действовал в соответствии с тем, что говорил. Он не принадлежал к числу
религиозных или политических лидеров, заинтересованных в сохранении
существующего положения вещей. Он был способен смотреть вперед, предвидя лучший
порядок - Царство Божье, а потому критиковал современный Ему порядок во имя
этого грядущего Царства. Его слова несли надежду даже самым несчастным и
отчаявшимся, с которыми Он охотно отождествлял Себя.
Поверить в Христа - это не значит
прыгнуть в темноту, зажмурив глаза. Эта вера основана на достоверных
исторических фактах. Исторические свидетельства воскресения Иисуса, если не
подходить к ним предвзято, очень надежны и производят глубокое впечатление.
Конечно, знание, полученное в результате исторических исследований, может быть
только вероятным, как, впрочем, и любое знание, основанное на опыте. Оно не
может обладать абсолютной достоверностью, как, например, знание математическое.
Но это знание помогает жить, мыслить и действовать, и оно является твердым
основанием нашей веры.
Если кто и проповедуют теорию о
том, что Христос был мифом, то уж точно не историки!
Со своей обычной прямотой и
проницательностью К.С.Льюис ставит вопрос так:
"Я хотел бы предотвратить
поистине глупое замечание, которое часто приходится слышать: "Готов
признать, что Иисус - великий учитель нравственности, но никогда не приму Его
притязаний на то, что Он - Бог". Это единственное, чего мы не имеем права
сказать. Простой смертный, который утверждал бы то же самое, что Иисус, не
может быть великим учителем нравственности; он либо сумасшедший вроде тех, кто
считает себя яйцом всмятку, либо сам дьявол. Других вариантов нет: либо это Сын
Божий, либо сумасшедший или кто-то еще хуже. Вы должны сделать выбор: можете
отвернуться от Него как от ненормального и не обращать на Него внимания, можете
плевать на Него и убить Его, как одержимого бесом; или же вы должны пасть к Его
ногам и признать Его Господом и Богом. Но, пожалуйста, не повторяйте
снисходительную бессмыслицу, что Он для вас - просто великий учитель. Он не
оставил нам возможности думать так". [К. С. Льюис, Просто христианство].
В-четвертых, исполнение
ветхозаветных пророчеств. Ветхозаветные предсказания о Христе прозвучали за
сотни лет до Его прихода. Даже самые либеральные критики Ветхого Завета
признают, что пророческие книги были записаны примерно за четыреста лет до
Христа. И когда десятки этих пророчеств исполняются в жизни одного Человека,
объяснить это можно только чудом [4, 5].
В-пятых, телесное воскресение
Христа служит венчающим доказательством того факта, что Иисус был тем, Кем
провозглашал Себя, - Богом, явившемся в человеческой плоти. Действительно,
воскресение Христа во плоти имеет такое значение для христианской веры, что, согласно
Новому Завету, без исповедания его нельзя спастись (Рим. 10:9; 1 Кор. 15:1-7).
Джош Макдауэлл делает очень верное
замечание о достоверности свидетельств Воскресения Иисуса Христа:
«Я верю свидетельствам апостолов,
потому что из этих двенадцати одиннадцать погибли мученической смертью, ибо
верили в Воскресение Христа и в то, что Он – Сын Божий. Их пытали, избивали
кнутами; наконец, их подвергали самым ужасным казням, известным в те времена…На
это обычно собеседники мне хором возражают: «Ну и что! Знаете, сколько людей
погибло за ложные убеждения!» Да, люди гибли за ложные убеждения, но они-то
считали, что их убеждения истинны! И если Воскресения не было, если весть о нем
была ложью, то ученики не могли не знать об этом. Не могли они так
обманываться! Выходит, что одиннадцать человек не просто умерли за ложные
убеждения, но и знали, что умирают за ложные убеждения!» [4].
Те, кто идет против факта
Воскресения, уподобляются лодке, пытающейся выгрести против полноводного
могучего потока свидетельств. Факты таковы, что Иисус из Назарета действительно
существовал, умер и воскрес из мертвых!