Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

Есть ли доказательства, что Евангелие – не просто сборник моральных поучений, а достоверный исторический документ? Николай Петрович, Уфа

 

Главная :: Есть ли доказательства, что Евангелие – не просто сборник моральных поучений, а достоверный исторический документ? Николай Петрович, Уфа

Есть ли доказательства, что Евангелие – не просто сборник моральных поучений, а достоверный исторический документ? Николай Петрович, Уфа

Достоверность Нового Завета всегда являлась предметом дискуссий в науке и объектом изучения богословов, атеистов, популяризаторов и т.д.

Современные аргументы против  достоверности Нового завета весьма разнообразны: порой они исходят от бытовых предубеждений или просто невежества людей, а иногда похожи на «пещерную» антирелигиозную идеологию советского времени, основной аргумент которой можно свести к афоризму Остапа Бендера "Бога нет - это медицинский факт". Сегодня аргументация критиков Библии приобретает все новые формы. На каждого, кто думает, что религию опровергли проблема зла или прогресс естественных наук, найдется десяток верящих в то, что религию опровергли текстология, «историко-критический метод» и «высокая критика», якобы доказавшие, что тексты Нового Завета – не более чем миф. Таким образом, христианам приходится сталкиваться с людьми, отрицающими достоверность Библии,  на различных идеологических площадках.

На самом деле исторические данные решительно опровергают гипотезу мифа. Вот несколько причин:

1. Если исследовать тексты Нового Завета так же беспристрастно, объективно и научно, как мы исследуем все прочие древние документы, эти тексты следует признать в высшей степени достоверными.

2. Новозаветные рукописи дошли до нас в очень хорошем состоянии. Они  в десятки раз достовернее, чем манускрипты  любого другого античного документа. Мы располагаем пятьюстами различными копиями текста Нового завета только за период до 500 года нашей эры. От второго по надежности античного текста, «Илиады», до нас дошло только пятьдесят копий, написанных в первые 500 лет после его создания. От «Анналов» Тацита до нас вообще дошла только одна и весьма поздняя копия, но никто не сомневается в исторической подлинности этого документа. Если бы в книгах Нового Завета не было описаний чудес и призывов полностью изменить нашу жизнь, их подлинность признали бы все ученые мира. Иными словами, светскую критику библейских текстов питает не объективная, нейтральная наука, а субъективное предубеждение.

Помимо того, что дошедшие до нас рукописи древние, они еще и взаимно дополняют и подтверждают друг друга. Между ними совсем мало расхождений, среди которых ни одного действительно существенного. А новооткрытые рукописи (к примеру, свитки Мертвого моря) подтверждают, а не опровергают свидетельство ранее найденных документов по каждому важному вопросу. Попросту не существует другого античного текста, который был бы в таком же прекрасном состоянии.

3. Если божественность Иисуса - миф, придуманный последующими поколениями («раннехристианским сообществом», под которым понимается «сообщество изобретателей мифа»), то между теми, кто видел Иисуса, и великим множеством уверовавших в нового, мистического, обожествленного Иисуса, должно было пройти, по меньшей мере, два или три поколения. Иначе миф просто не смог бы предстать неопровержимым фактом: ведь его легко опровергли бы те, кто видел Иисуса, собственными глазами. Причины опровергать подобный миф были бы в этом случае и у учеников Иисуса, и у его врагов.

Между тем до нас не дошло ни одного свидетельства о том, что кто-либо когда-либо пытался опровергнуть так называемый «миф о божественности Иисуса» во имя «чисто человеческого» Иисуса, которого он знал прежде. Первые «демифологизаторы» открыто утверждали, что для того, чтобы миф закрепился и распространился, все тексты Новой го Завета должны были быть написаны после 150 года нашей эры. Но ни один серьезный ученый сегодня не подвергает сомнению тот факт, что практически все тексты Нового Завета были написаны в первом веке нашей эры - и, прежде всего послания Павла, явно утверждающие и подразумевающие божественность Иисуса. Не подвергается сомнению и то, что учение о божественности Иисуса уже тогда разделяли все приверженцы христианства.

4. Если к изначальному «чисто человеческому» образу Иисуса позднее был добавлен некий мифический «налет», мы должны были бы найти хоть какие-то свидетельства, пусть хотя бы косвенные и не из первых рук, о существовании этого изначального образа. Однако вместо этого мы обнаруживаем полное и абсолютное отсутствие подобных свидетельств, как внутренних (в самих текстах Нового Завета), так и внешних, в любых других возможных источниках - христианских, нехристианских или антихристианских.

5. Стиль Евангелий характерен не для мифа, а для реального, хотя и ненаучного, описания, сделанного очевидцами событий. Любой, кто обладает чувством литературного стиля, может сравнить Евангелия с любыми мифическими религиозными текстами того времени - к примеру, с доновозаветной апокалиптической литературой или с языческими мифическими фантазиями вроде «Метаморфоз» Овидия и повествования Флавия Филострата о чудесах и странствиях Аполлония Тианского (220 год н.э.).

Если события, описанные в Евангелиях, в действительности не происходили, значит, их авторы девятнадцать столетий назад создали современную реалистическую фантастику. А ведь Евангелия полны мельчайших подробностей, которые можно найти только в подлинных свидетельствах очевидцев - или же в современной реалистичной фантастике. К тому же в них содержатся десятки мелочей из подлинной жизни Израиля в первом столетии нашей эры, которые не мог знать никто, кроме реальных жителей этих мест в этот исторический период (см., например, Ин. 12:3). И при этом ни одного анахронизма из жизни второго столетия нашей эры - ни в языке, ни в содержании текста.

6. То, что Иисус был отдан под суд и распят, объясняется именно тем, что Он объявил Себя Богом. Иудеи были особо чувствительны ко всякому богохульству; никакой другой народ не стал бы так фанатично требовать смерти в качестве наказания за претензию на божественность. По всему рим­скому миру господствующее отношение к богам было совсем иным: «Чем больше богов, тем веселее».

Политические взгляды Иисуса не объясняют Его распятия. У Него не было никаких политических амбиций. Главная причина, по которой большинство иудеев не признали Его Мессией, заключалась именно в том, что Он не освободил их от римского политического господства.

Почему же тогда Его распяли? Политический повод - что Он якобы бросил вызов самому кесарю - был ложью, придуманной для оправдания Его казни. Ведь римский закон не считал богохульство смертным грехом, а иудеи не могли применять свои религиозные законы о смертной казни, находясь под властью римлян.

7. Евангелий четыре, а не одно. Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна были написаны разными людьми, в разное время, предположительно для разной аудитории, с несколько разными целями и разными акцентами. Это дает основания для тщательной перекрестной проверки. С помощью своего рода «текстуальной тригонометрии», или «триангуляции», мы можем установить факты гораздо надежнее, чем в случае любых других античных событий и личностей.

8. Если божественный Иисус Евангелий - это миф, то кто изобретатель этого мифа? Кому бы ни приписывалось его создание - первым ученикам Иисуса, или кому-то из последующих поколений,- для такой выдумки нет подходящего мотива. Ведь вплоть до Миланского эдикта (313 год н.э.) христиан преследовали, зачастую подвергая пыткам и мучительным; казням; их притесняли и ненавидели за их веру. Никто не станет сочинять и распространять мистификацию, зная, что его за это распнут, побьют камнями или обезглавят.

9. Иудеи и христиане первого века нашей эры не были склонны верить в мифы. Они уже были более «демифологизированы», чем другие их современники. Правоверные иудеи были решительными: непримиримыми противниками всех языческих мифов о многобожии и всякого экуменического синкретизма. Иудеи меньше всех были склонны смешивать мифы с фактами. Петр открыто говорит о том, что история, поведанная в Евангелиях, - это исторический факт, а не «хитросплетенные басни» (2 Петра 1:16).

10. Наконец, прочитав Евангелия с открытым умом и сердцем, вы можете вслед за Достоевским и Кьеркегором заключить, что ни один смертный не мог бы выдумать подоб­ную историю.

Подведем итог словами Вальтера Скотта, который выразил своё благоговение перед Писанием в следующих строках:

«О сей величественный том! В нём тайна тайн, и чудо в нём. Блажен, кого сподобил Бог Вкусить величье этих строк, Свою познать с бессмертьем связь, Страшась, надеясь и молясь - И горе смертным тем, кто здесь Впадал в сомненье или спесь».

 

Фредерик Брюс Документы Нового Завета: достоверны ли они? / http://apologet.ru/catalog/books/3879

Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории / http://www.scienceandapologetics.org/pdf/jesus_in_documents.pdf

Джош МакДауэлл Неоспоримые свидетельства / http://apologet.ru/catalog/books/3883

Гайслер Норман, Боккино Питер Непоколебимые основания / http://apolstore.com/product/nepokolebimye-osnovaniya-594/

Крифт Питер, Тачелли Рональд. Справочник по христианской апологетике<http://apolstore.com/product/spravochnik-po-hristianskoi-apologetike--628/>, издательство Христианского научно-апологетического центра]


Все вопросы

 
Nota Bene!

Спецпроекты