О том, что какой-то голландец
решил построить копию ковчега, я слышал уже давно. Но вся информация исходила
из светских источников. Писали, что в 2006 году некий Йохан Хюберс (Johan
Huibers) решил строить копию Ноева ковчега. По его задумке, судно должно было
выйти в два раза меньше настоящего ковчега. Целью постройки было не спасение от
грядущей катастрофы (Йохан верит, что Господь не допустит еще одного всемирного
потопа), а привлечение внимания людей (и не только голландцев) к Библии, о
которой сейчас, к сожалению, многие знают весьма и весьма мало. Первый ковчег
Йохан стал сооружать со своим сыном. Стройка началась в мае 2005 года и заняла
более двух лет. В качестве основы послужила баржа. Для сооружения, длина
которого 67,5 м, высота – 13,5, а ширина – 9 м, было использовано 1200 деревьев
кедра и сосны.
Йохану потребовалось пять месяцев,
чтобы распилить их на доски. Он неспроста решил строить ковчег именно такого
размера. Данные габариты позволяют плавать по каналам Голландии, хотя и почти
впритык: в наиболее узких местах расстояние от бортов судна до края канала и
арочных перекрытий составляло всего 3 см. по бокам и 5 см. сверху.
На судне, которое построили Йохан
с сыном в 2005 году, было много животных, в основном домашних (живых и
сделанных из пластика), такой небольшой зоопарк. А также кинотеатр на 50 мест,
где Йохан показывал фильм о всемирном потопе. На этом судне Йохан отправился в
путешествие по каналам Голландии. В общей сложности ковчег-музей посетили более
400 тысяч человек. Но достаточно скоро Йохан почувствовал побуждение строить
новый ковчег.
Надо сказать, что первый обошелся
ему в круглую сумму, равную одному миллиону евро. Для того чтобы начать новое
строительство, ему пришлось продать первый ковчег. Ковчег приобрел христианин
(Аад Петре), который в настоящее время путешествует на судне по Голландии,
Германии и Бельгии и проводит представления для детей на библейские темы. Это
было условием Йохана – ковчег должен быть посвящен на служение Богу.
Первый ковчег был построен
недалеко от городка Шаген в северной части Голландии, на родине Йохана. Для
того чтобы строить ковчег в натуральную величину Шаген не подходил – слишком
узкие каналы. В это время мэр города Дордрехт, увидев первый ковчег, предложил
ему место у пристани в своем городе. Вскоре после этого Йохан получил
предложение купить старый понтон, который раньше служил для перевозки
древесины. Понтон был как раз подходящего размера и продавался по
привлекательно низкой цене. Так у Йохана появилось место для парковки в порту и
старый понтон.
Решили строить по размерам,
которые указаны в Библии: 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей.
Но все дело в том, что локоть – весьма варьируемая величина. У каждой
народности она была различной. Скорее всего, Моисей, который написал книгу
Бытие, имел в виду египетский локоть, составляющий 52 см. Но Йохан решил взять
за основу свой собственный локоть длиной 45 см. Таким образом, длина ковчега
составила 135, ширина – 22 и высота – 13 метров. Объем нового ковчега будет
превышать предыдущий в 10 раз! Площадь всех палуб составит 8 тысяч квадратных
метров. Стройка продолжается уже три года. Несмотря на грандиозность проекта,
постоянно работает на нем только шесть человек.
Йохан радушно встретил нас на
строительной площадке и провел небольшую экскурсию по одному из этажей ковчега.
На нем находится водяная мельница, кузнечные, столярные и другие принадлежности
ремесленников. Здесь начало всей экспозиции. Йохан оказался не только
гостеприимным хозяином, но также человеком оптимистичным, обладающим хорошим
чувством юмора.
По задумке Йохана, экскурсия по
ковчегу будет начинаться с зала, где посетителям расскажут о Библии. Здесь же –
небольшой стилизованный кинозал, где в качестве экрана используется
нарисованный свиток Священного Писания. После вводной части посетители пройдут
сквозь экран-свиток, посередине которого устроена дверь, и попадут на
железнодорожную станцию, где сядут на детский поезд и отправятся в путешествие
по Библии. Вагончики проедут через тоннель, где с левой стороны от них будут
расположены картины с разными фигурами и предметами, которые вместе составят
диораму, стирающую границы между нарисованным планом и предметным, и попадут в
следующий зал.
Каждый зал – это определенный этап
жизни Ноя и его семьи: вот Ной строит ковчег, а вот к ковчегу приходят парами
животные. В следующем зале зритель увидит, как живется обитателям ковчега.
Йохан желает, чтобы дети окунулись в ту атмосферу, в которой жили Ной и его
семья: они кормят животных, животные обеспечивают людей продуктами (молоко,
яйца). Во время всего путешествия будет вестись рассказ, сопровождаемый
звуковыми эффектами, шумом дождя, например. Посетители увидят момент, когда Ной
выпускает ворона и голубя, чтобы проверить, не сошла ли вода.
В последней комнате на огромной
стене, на фоне радуги будет изображен сам ковчег, остановившийся на Араратских
горах. Далее, поезд, оставляя позади историю о ковчеге, движется в прошлое – в
залы, где изображены дни сотворения.
Масштаб работы поразительный!
Йохан не ставил своей целью построить точную копию ковчега Ноя. Фактически она
соответствует оригиналу только по габаритам, внутри ковчег Йохана – это не
только музей, но и развлекательный центр для детей, а также кинозал. И чтобы
все это вместить, внутренне устройство ковчега Йохана сильно отличается от
Ноева ковчега. Если древний ковчег имел только три этажа, то копия ковчега
включает в себя семь этажей. У каждого – свое предназначение. Есть даже залы,
где будут проводиться богослужения и свадьбы.
Но все-таки большая часть ковчега
будет отдана животным, пластиковых животных уже завозят с Филиппин. Уже сейчас
в ковчеге есть клетки с живыми кроликами и птицами, по ковчегу совершенно
спокойно разгуливают петух с курицей и щенок лабрадора.
Нашим гидом был Хэнк, у которого
своя удивительная история. Более 10 лет он был алкоголиком и потерял все, что у
него было в жизни. Но когда он попал в христианский реабилитационный центр, Бог
полностью изменил его. Трудовую
практику во время реабилитации он проходил на
стройке ковчега, а когда она заканчивалась, Йохан предложил ему работать на
стройке постоянно. И вот он здесь уже восемь месяцев. Каждое рабочее утро на
стройке ковчега начинается с молитвы. По словам Хэнка, работа после молитвы
идет гораздо лучше и веселее.
Признаться мне бы очень хотелось
увидеть, как все будет выглядеть, когда ковчег будет закончен. Ведь у Йохана
столько интересных задумок. Уже сейчас есть небольшая мельница с жерновами, где
дети сами смогут молоть зерно на муку, а потом из этой муки печь лепешки. В
одном из павильонов будет помещена корова, которую детям будет предложено
попробовать подоить ее. Как сказал нам Йохан, корова будет искусственная, но
молоко будет настоящим. Не секрет, что в Голландии, как, впрочем, и во многих
крупных городах мира, большинство детей абсолютно не имеют представления,
откуда берутся хлеб, молоко и многие другие продукты.
Конечно, меня интересовал вопрос
относительно финансирования столь масштабного строительства. Ведь только
деревьев, которые использовались при строительстве без распила на доски –
несколько тысяч, а вес ковчега ни мало, ни много – 2500 тонн. При этом у Йохана
нет спонсоров. Последний год из-за отсутствия достаточного финансирования
(деньги от продажи первого ковчега закончились), стройка
затормозилась, а спуск
на воду, который планировался еще на конец 2010 года, постоянно переносится. Но
Йохан и его сотрудники верят, что Господь – на их стороне и поможет им справиться.
Первый ковчег Йохана не мог ходить
по воде на большие расстояния и вместить все задумки. Он был хорош для
передвижения по каналам, но никак не для плавания по морю. Второй ковчег в
следующем году должен быть в Лондоне. Его уже пригласили туда, приурочив визит
к проведению летних Олимпийских игр.
Может быть, по сравнению с планами
миссии «Answers in Genesis» («Ответы в книге «Бытие») построить в США
аналогичный ковчег, проект Йохана выглядит, пожалуй, самодеятельностью.
Американцы планируют строить свой ковчег с максимальным соответствием
оригиналу. По предварительным подсчетам, для этого им потребуется 24 миллиона
долларов. Поэтому они хотят сначала собрать деньги, а только потом начать
стройку. Тем не менее, ковчег Йохана близок к
завершению.
Основная работа ложится на плечи
шестерых работников, даже у Ноя их было больше. Волонтеры из местных церквей
бывают на стройке редко. Хэнк сказал, что еще не видел человека, подобного
Йохану. Ездит на стареньком форде, который обклеен информацией о ковчеге; это
очень скромный человек. И он, безусловно, нуждается в помощи. И не только в
молитвенной. В Интернете у него есть свой сайт на английском
и голландском языках. Здесь помещена информация о самом проекте, а также есть
окошко, где можно посмотреть на ковчег в реальном времени через вэб-камеры,
установленные на ковчеге. Есть и кнопка «Donate», с помощью которой можно
сделать пожертвование. К сожалению, этим пока еще никто не воспользовался.
Возможно, кто-то из читателей будет первым.
На прощание мы пожелали Йохану
успеха в завершении строительства и Божьей помощи в этом. А Йохан выразил
надежду, что христиане из России и Украины пригласят ковчег к себе в гости.
В ближайшее время Йохан ожидает
получение кредита в полтора миллиона евро. Именно столько ему нужно для
завершения проекта.