Мысль, подкрепленная верой.
Вера, подкрепленная мыслью.

"Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин

 

Главная :: "Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин

"Есть ли место семье в современной церкви?", Игорь Малин

В последние годы в профессиональной психолого-психотерапевтической среде наблюдается устойчивый интерес к христианской аскетической традиции. Обнаруживаемые в многовековом опыте Церкви практики становятся частью терапевтического инструментария, в первую очередь, воцерковленных специалистов (Д.А. Авдеев, А.Е. Алексейчик, С.А. Белорусов, В.В. Боровских, Ф.Е. Василюк, Г.И. Григорьев, В.К. Невярович, М.Ю. Чернецов, К.В. Яцкевич и др.).

Это стало возможным, благодаря работам отечественных психологов, ориентированным на христианское мировоззрение (Б.С. Братусъ, Ф.Е. Василюк, Б. Ничипоров, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, С.А. Черняева и др.).

Безусловно, что и светские коллеги стали активнее использовать как практики, так и тексты Священного Писания (Библии), житийной и иной аскетической литературы в своей консультативной деятельности.

Мы полагаем, что это только начало долгого пути для пост-советского профессионального сообщества психологов и психотерапевтов. По справедливому замечанию проф. Л.Ф. Шеховцовой, «Интеграция психотерапии и христианской практики – дело будущего!». [3, с. 156].

Указанные тенденции вселяют робкий оптимизм, поскольку мировоззренческая монополия в психолого-психотерапевтической среде на сегодняшний день принадлежит исключительно секулярным и восточно-эзотерическим традициям или их синкретизму: «Существует большая и уже очевидная опасность для современной научной психологии (особенно в ее практической, прикладной части), - замечает Слободчиков, - скатиться на оккультно-магические основания в их предельно рафинированных – наукообразных формах. Во всяком случае, достижения современной научной психологии чрезвычайно эффективно используются в целях оккупации внутреннего мира человека и манипуляции его сознанием и поведением» [4, с. 13].

Важно отметить, что сегодня в христианской (православной и евангельско-протестантской) среде формируются консультативные школы, использующие разнообразные психотерапевтические подходы: экзистенциальный, клиент-центрированный и другие.

Одним из перспективных направлений психологической (в некоторых случаях и психотерапевтической) помощи для современных церквей может стать семейное консультирование. Тема супружества в целом и латентные деструктивные процессы, протекающие в нем, в частности, редко становятся предметом внутрицерковного осмысления и обсуждения.

Большинство семинаров, проводимых для супружеских пар, обычно затрагивает одну из трех основным тем: 1. Особенности психологии мужчины и женщины; 2. Проблемы в области детско-родительских отношений; 3. Совместное церковное послушание (служение), как «гарант» стабильности супружества.

Реальные же проблемы, с которыми супруги сталкиваются на протяжении всего жизненного цикла своей пары, остаются вне обучающих программ Церкви.

В каждой семье прихожан Церкви существуют две основных болевых точки: периодически возникающая дисфункциональность пары и нарушение детского-родительских отношений.

В своем сообщении мы коснемся исключительно области супружества, опустив многогранность темы отцов и детей.

Первой причиной, вытесняющей тему супружества из церковного пространства, на мой взгляд, является восприятие человека частью конфессионального конвейера.

Что я понимаю под этим, несколько обидным, неологизмом? Нередко мы можем стать свидетелями внутрицерковного отношения к личности, как к функциональной единице. Прихожанин церкви должен научиться отказываться от многого и жертвовать многим ради реализации целей и задач Церкви. Безусловно, что переступившему порог Церкви не гарантируется сиюминутное избавление от тех многолетних внутрисемейных проблем, неперспективных родительских сценариев и психологических травм. Однако почему этот багаж, с которым живёт большинство прихожан современных церквей, так и остается только их багажом?

При таком подходе (внешняя активность баз разрешения внутренних запросов), прихожанин Церкви быстро оказывается в ситуации, которую можно назвать, с некоторыми оговорками, ситуацией эмоционального и отчасти профессионального выгорания (как единицы служения).

Оказавшись в подобной ситуации, прихожане сталкиваются, с одной стороны, с «братским ободрением» в форме лозунгов («Молись! Доверяй Богу! Даже если не хочешь, иди и служи»), и с церковным обличением, и осуждением («Как же так?! Мы на тебя так надеялись! Ты подводишь нас и предаешь Бога») - с другой. Внутриконфессиональные переживания и неудачи добавляются к внутрисемейным, и, в итоге: либо срыв сейчас, либо проблема, отложенная на потом, даст знать о себе в будущем.

Именно в такие моменты со стороны Церкви необходима консультативная помощь, как отдельно взятому человеку («духовно ослабевшему»), так и супружеской паре.

Вторая причина кроется в сложившейся «системе подмены понятий». Что я подразумеваю под «системой подмены понятий»? Бесконечные разговоры о важности семьи без передачи понятных для конкретной семейной пары навыков для принятия-преодоления возникшей дисфункции.

Швейцарский психотерапевт Валерио Альбисетти справедливо замечает, что «именно действием проверяется реальность» - действием, а не лозунгом.

«Мой метод – пишет В. Альбисетти, - не подразумевает переговоров, странных компромиссов, двусмысленных ситуаций. В браке не должно быть ни власти, ни влияния одного человека на другого; мы не думаем, что каждый из супругов должен находить решение собственных проблем и неврозов вне своей личности. Мы не настаиваем на том, что должен измениться партнер нашего клиента, стараемся помочь измениться самому клиенту» [1, с.20-21].

Почему современная Церковь оказалась в такой ситуации? Причин тому несколько. Упомяну лишь некоторые.

Во-первых, современные пастыри и душепопечители не научены необходимым (самым простым и доступным) навыкам консультирования супружеских пар. Причем, собственную некомпетентность они чаще всего умело маскируют под прозорливость («Бог мне сказал, что тебе надо поступить именно так, и будет тебе счастье»), духовность («Тебе надо больше молиться, поститься и …), профессионализм («Ты же знаешь, я специалист, у меня есть образование»).

Бессилие неподготовленности обнаруживается в момент апелляции к авторитету «пресвитера», «совета Церкви», «Священному Писанию», «Голосу свыше» и т.п.

Более того, до сих пор в пастырском сословии, вероятно в силу невежества, психология и психотерапия ставится в один ряд с экстрасенсорикой и оккультизмом. Справедливости ради замечу, ситуация потихоньку начинает выправляться. И в православной, и евангельско-протестантской среде формируются школы, появляются настоящие профессионалы в области семейного консультирования и психотерапии.

Во-вторых, в современной Церкви принято считать неудачником (недуховным) человека, решившего заговорить вслух о своей проблеме в паре. Отсюда и скрытость внутрисемейных проблемных процессов, которая создает видимость благополучия в супружеских парах прихожан православных и евангельско-протестантских церквей.

В-третьих, отсутствие у душепопечителя, пресвитера, пастыря успешного опыта переживания, присутствия и принятия-преодоления подобной дисфункции в своей паре.

Не секрет, что в подавляющем большинстве пастырских семей, внутренние проблемы откладываются на потом, поскольку главное – это служение Богу и людям. Близкие (которые тоже люди), являющиеся семьей с их запросами и неразрешенными проблемами, оттесняются на периферию как препятствие (sic!), мешающее служению…

Это далеко не исчерпывающий перечень причин периферийного положения семьи в церковном пространстве. Однако, положив начало преодолению двух описанных внутрицерковных установок, игнорирующих консультационную помощь супружеской паре, мы, в целом, существенно усилим семьи воцерковленных людей.

ЛИТЕРАТУРА

Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни. – М.: Паолине, 2001. – 191 с.

Малин И.И. Диагностико-консультативные материалы для психологической работы с семьей. Учебно-методическое пособие. – М., 2011. – 113 с.

Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования. – СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. -167 с.

Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с.

Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. –СПб.: «Библия для всех», 2004. – 192 с.




Все статьи

 
Nota Bene!

Спецпроекты